Описание серии
Серия картин «Саморазрушение или часть пути» представляет из себя масштабную работу над исследованием внутреннего «Я» в разные периоды жизни. Ведь порой человека отделяет всего один шаг от чувства безграничной радости до полного опустошения и утраты всякой веры в себя… Возникает вопрос, почему человеческая природа в бесконечном стремлении обрести внутреннюю гармонию, уподобляется американским горкам? Что движет переменчивой сущностью человека? Надежда Бегунова предлагает задуматься над этими глубинными вопросами самопознания через серию из четырех картин. В каждой из этих работ художница заключила магию перевоплощения внутреннего «Я» в разных природных стихиях. Обратимся к прочтению символов.
Анализ символов цвета и композиции
Все четыре работы объединены общей идей композиционного решения, в основе которого лежит идеальная форма круга. «Идеальная», потому что круг несет в себе идею абсолютной завершенности. Эта геометрическая фигура имеет очень широкое трактование в истории искусства. Например, в христианской иконографии нимб изображается в форме круга, олицетворяя вечность, просветление. Круг очень часто встречается в декоративных орнаментах различных народов, неся в себе идею солнца и других небесных тел.
В данной серии работ идея круга созвучна образу высшей совершенной форме, олицетворяющей бесконечный круговорот жизни, основу всего мироздания. Невольно создается ощущение, что мы, зрители, заглядываем в утробы разных природных стихий (периодов жизни), где мы наблюдаем развитие личности, подобное развитию эмбриону. Один и тот же женский образ, вписанный в круги разных стихий, принимает совершенно новую форму воплощения. И все эти воплощения находятся в неразрывной связи между собой, все эти 4 работы как один большой круг жизни человека, в котором ему неизбежно приходится сталкиваться с внутренней трансформацией. Детство, юность, зрелость, старость… Радость, удовлетворение, гнев, страх, злость, обида, вина, стыд… Жизнь человека как американские горки, и это одновременно восхищает и пугает.
Обратим внимание на то, как художница облекла природную стихию в женский образ в каждой из работ по отдельности. Красный цвет олицетворяет силу огня, фигура как бы прикрывает лицо обжигаясь пламенем горячей эмоции, чувства или переживания… Нежный голубой тон, растворяющийся в молочной дымке тумана, символизирует воздух, здесь женский образ наиболее расслаблен, а поза более остальных открыта зрителю. Вспомните, эффект русской бани, когда пар горячего воздуха расслабляет каждую клеточку организма, и следом возникает ощущение перерождения. Глубокий синий отсылает нас к образу воды, где фигура как будто бы стремится распрямиться и отдаться внутренним течениям вод. Коричневый тон несет в себе идею земли, женская фигура в позе эмбриона с молящими руками, питает энергию земли, словно ища в ней опору и жизненную силу. Несмотря на то, что позы женского образа отличны в проявлении разных стихий, все они композиционно заключены в форму треугольника (традиционно символ Святой Троицы).
Особое внимание следует обратить на то, что художница применяет в этой серии работ смешанную технику масляной живописи и аэрозольной краски. Следы от аэрозольной краски, направленные прямо в центр картин, напоминают следы выстрела, а стекающие струи краски добавляют элемент непредсказуемости. Этим Надежда Бегунова подчеркивает разрушительную силу изменчивой природы человека, которая является неотъемлемой частью жизненного пути…
Элина Мир (искусствовед)