Серия из 4х работ: Земля, Вода, Воздух, Огонь

Саморазрушение или часть пути



50х50 см, холст, масло, краска в баллонах, 2021
Я создавала эту серию, как единое целое, передавая единство делением 4х стихий. Позы женского образа композиционно заключены в геометрическую форму, соответствующие стихиям, которую вывели античные философы (треугольник, перевернутый треугольник, что обозначила в уголке каждого холста). Все 4 работы объединяет круг – круг жизни. С первых секунд я знала всю драматургию, тот факт, что в итоге я разрушу изображение краской из баллончика. Я шла к этому осознанно, так же как и в картине «ПроЗрения» я выписывала лица 12 девушке, зная, что буду закрывать их глаза бинтами. Так будет честнее, без заигрывания.

Человек проживает разные периоды. От ощущения себя самым счастливым существом во вселенной, до раздавленной фруктовой мушки, что из последних сил летела на гнилое яблоко. Увы и ах. Жизнь как американские горки (кстати, на материке Америка такие горки называют русскими), иногда тебя колбасит со скоростью x2, а порой в режиме замедленной съёмки. И, ты думаешь "ну давай же, ускоряй этот подъем", но нет...тележка, в которой ты сидишь, даже и не хочет двигаться вперёд, и ты чувствуешь это гнилое яблоко на кончиках крыльев, и ощущаешь тяжесть воздуха от приближающего взмаха руки.

И это всё происходит лишь внутри. В голове, теле. А снаружи жизнь таких же существ, что отсвечивают деятельность, а что внутри? Разрушение? Возможно ли оно? Бесспорно. Но саморазрушение ещё более губительно. Или нет? Это лишь часть пути. Я бы не хотела, чтобы оно было в моей жизни. Но моя философия восприятия этого существования такова, что все происходящее извне я трактую как собственный путь. И лишь мои реакции являются единственным верным путеводителем. Я та самая тележка на американских горках. И моя мысль ускоряет движение или опускает все мое существо в падение. Часть пути. И каждый взлет на пик этой дороги будет более захватывающим. И дай мне сил каждое падение принять более спокойнее. (с)

Описание серии
Серия картин «Саморазрушение или часть пути» представляет из себя масштабную работу над исследованием внутреннего «Я» в разные периоды жизни. Ведь порой человека отделяет всего один шаг от чувства безграничной радости до полного опустошения и утраты всякой веры в себя… Возникает вопрос, почему человеческая природа в бесконечном стремлении обрести внутреннюю гармонию, уподобляется американским горкам? Что движет переменчивой сущностью человека? Надежда Бегунова предлагает задуматься над этими глубинными вопросами самопознания через серию из четырех картин. В каждой из этих работ художница заключила магию перевоплощения внутреннего «Я» в разных природных стихиях. Обратимся к прочтению символов.

Анализ символов цвета и композиции
Все четыре работы объединены общей идей композиционного решения, в основе которого лежит идеальная форма круга. «Идеальная», потому что круг несет в себе идею абсолютной завершенности. Эта геометрическая фигура имеет очень широкое трактование в истории искусства. Например, в христианской иконографии нимб изображается в форме круга, олицетворяя вечность, просветление. Круг очень часто встречается в декоративных орнаментах различных народов, неся в себе идею солнца и других небесных тел.

В данной серии работ идея круга созвучна образу высшей совершенной форме, олицетворяющей бесконечный круговорот жизни, основу всего мироздания. Невольно создается ощущение, что мы, зрители, заглядываем в утробы разных природных стихий (периодов жизни), где мы наблюдаем развитие личности, подобное развитию эмбриону. Один и тот же женский образ, вписанный в круги разных стихий, принимает совершенно новую форму воплощения. И все эти воплощения находятся в неразрывной связи между собой, все эти 4 работы как один большой круг жизни человека, в котором ему неизбежно приходится сталкиваться с внутренней трансформацией. Детство, юность, зрелость, старость… Радость, удовлетворение, гнев, страх, злость, обида, вина, стыд… Жизнь человека как американские горки, и это одновременно восхищает и пугает.

Обратим внимание на то, как художница облекла природную стихию в женский образ в каждой из работ по отдельности. Красный цвет олицетворяет силу огня, фигура как бы прикрывает лицо обжигаясь пламенем горячей эмоции, чувства или переживания… Нежный голубой тон, растворяющийся в молочной дымке тумана, символизирует воздух, здесь женский образ наиболее расслаблен, а поза более остальных открыта зрителю. Вспомните, эффект русской бани, когда пар горячего воздуха расслабляет каждую клеточку организма, и следом возникает ощущение перерождения. Глубокий синий отсылает нас к образу воды, где фигура как будто бы стремится распрямиться и отдаться внутренним течениям вод. Коричневый тон несет в себе идею земли, женская фигура в позе эмбриона с молящими руками, питает энергию земли, словно ища в ней опору и жизненную силу. Несмотря на то, что позы женского образа отличны в проявлении разных стихий, все они композиционно заключены в форму треугольника (традиционно символ Святой Троицы).

Особое внимание следует обратить на то, что художница применяет в этой серии работ смешанную технику масляной живописи и аэрозольной краски. Следы от аэрозольной краски, направленные прямо в центр картин, напоминают следы выстрела, а стекающие струи краски добавляют элемент непредсказуемости. Этим Надежда Бегунова подчеркивает разрушительную силу изменчивой природы человека, которая является неотъемлемой частью жизненного пути…
Элина Мир (искусствовед)



Made on
Tilda