Легла в основу диптиха "Время киборгов" или "Мой 2020"

"Время киборгов"

"3 линии"



100х100 см, холст, масло, 2020
"Мы живем в действительности, где телефон – продолжение личности, некоторые профессии умирают в связи с заменой рабочей силы человека на роботов. Вместе с тем фильмы, книги транслируют скорое преобразование человеческой природы в гибрид с машиной. В связи с чем у современного поколения возникает много неопределённых мыслей на это счет. Как процесс роботизации человечества отразится на нас в будущем, и как это влияет на нас уже сейчас? Сможет ли робот заменить человека, и преодолеет ли общество кризис этих бесчисленных этических вопросов, войдя в точку баланса? Художница дает возможность подойти к размышлению над этой проблемой, погружая зрителя в интересный диалог с символами."
Элина Мир (искусствовед)

"Более всех в цветовой палитре картины преобладает черный цвет, он буквально поглощает все пространство картины, и на контрасте с ним очень ярко выделяется фигура киборга. Какое значение имеет этот цвет в истории искусства в контексте рассматриваемой картины?

Черный цвет – это символ глубины, таинственности, загадочности… Художники барокко активно использовали его в колорите картин, чтобы подчеркнуть эффект светотени. Исторически такой насыщенный тон черного цвета поднимал вопрос безграничности окружающего мира. В эпоху процветания стиля барокко, зародившегося в 16 столетии, произошло очень много открытий новых земель. С одной стороны, это вызывало чувство восторга и интереса к будущим кругосветным путешествиям, с другой стороны, необъятность мира пугала и вызывала тревогу в сознании людей. Таким образом, в черном цвете сосредоточена неизмеримая сила глубины, страха, неизвестности, бесконечности пространства и времени. Вспомните, одну из главных картин в истории искусства 20 столетия – «Черный квадрат» Казимира Малевича, 1915, написанную в преддверии надвигающегося хаоса (Октябрьская Революция 1917 в России).

В картине «время киборгов» роль черного цвета во многом созвучна с общим значением этого цвета в истории искусства. Благодаря тому, что художница фактурно подчеркнула черный цвет, еще более усиливается настроение хаоса.

Синий цвет - еще одним ключевым цветом на картине является насыщенный синий, особенно любимый символистами. Этот цвет более остальных сопровождает нас по жизни. Цвет неба, воды, он скрывает в себе связь с одиночеством, грустью, чистотой, хрупкостью мира. К синему цвету обращалось не одно поколение художников и поэтов, сразу всплывают строки гениального стихотворения грузинского поэта Николоза Бараташвили:
«Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор».

Композиционное решение картины также выделяет ряд художественных акцентов, на которые стоит обратить особое внимание. Центром картины является форма круга, которая являет собой кульминацию живой эмоциональной составляющей киборга. Именно в границах круга сосредоточена человеческая природа, которая все еще способна к подлинным чувствам и переживаниям, на что указывают рельефные линии изгибистого тела.

Круг – распространенный символ в истории искусства, олицетворяющий собой идеальную форму. Еще в Древнем Египте была заложена культура обожествления Солнца, которое имеет форму круга на небе. В природе небесных тел форма круга встречается очень часто, и потому эта геометрическая фигура стала олицетворением вселенской гармонии и бесконечного круга жизни. Вместе с тем круг заключает собой замкнутое пространство защиты «материнского утроба». Возникает ощущение, что киборг – это организм, который едва начал выходить из естественной позы эмбриона. Возможно киборг и есть эмбрион будущего.

На абстрактном пространстве фона повисли изображения отдельных хаотично размещенных деталей, напоминающих обломки механических составляющих. Эти детали уже пытаются проникнуть в форму круга, но им это пока не удается. Возможно, автор картины дает нам надежду на то, что Душа победит над процессом механизации, который все сводит под один стандарт, лишая человека всякой индивидуальности.

На спине киборга, если присмотреться, видим три крючка, от которых тянутся нити, уходящие далеко в прошлое, преодолевая реальные границы картины. Интересно, что у самой картины есть секрет из «прошлого». Работа «время киборгов» была написана поверх картины «время цветения», от которой остался лишь след руки, проглядывающийся в левой части холста.

Треугольная композиция имеет устойчивую стабильность, и является классическим примером композиции картин на религиозную тематику. В истории искусства такой композиционный прием отсылает нас к Святой Троице. Таким образом, духовная составляющая киборга опирается на прошлое, на род, на историю человечества.

В конечном итоге процесс механизации с художественной позиции художника выглядит естественным, ведь современные люди сами, как машины, логически мыслят, автоматически делают свои дела, и стараются заглушить эмоции и чувства, особенно, когда они идут в разрез с логикой."

Элина Мир (искусствовед)



«Время киборгов и равнодушных машин? Улыбка за лайк, поклон за репост. До самой земли? Да не вопрос! Мое физическое Я делает любой каприз за ваши деньги.
Я могу и спеть, только кидайте в шляпу золотые, но я так плохо пою, что будет больше желающих заплатить за мое молчание.
Моя Душа, мой Бог, смотрит отстранено, через запотевшее стекло пряничного домика на розовом облаке.
Мое Я переливается разными красками, меняя монохром серой палитры на радужную со скоростью проносящихся мимо машин. За секунду из розового в отвратительно серый.
Я вижу огни в других. Все реже яркие, такие, от которых слепит глаза. Но судьба благосклонна ко мне, люди "светлячки" попадают в мое поле.
Мой механизм плохо отлажен, возможно экспериментальная модель. Давно б отправили в брак, утиль, но желание рассказывать о тех, ярких, видимо сильнее перемыкающих эмоциональных проводов.
Я стою на перекрестке, материального и духовного, как гвоздь на кресте, точно в центре. Я само уродство и красота, зависть и доброжелательность, боль и радость.
Киборг, который блюёт красками невпопад.» (с)


Картина "3 линии" написана поверх другой работы "Цветение Души" 2017 года.
Для меня это было символичное развитие и процесс трансформации.
Легла в основу Диптиха "Мой 2020"
Made on
Tilda